Юбилейные роторы
30 мая компания Mazda отмечает юбилей – 40 лет с момента продажи первого автомобиля с роторным двигателем. Им в далеком 1967 году стала модель Cosmo Sport (она же 110S). Это знаковое событие произошло всего через десять лет после изобретения роторно-поршневого мотора Феликсом Ванкелем.
Однако Mazda не была первой компанией, которая начала использовать двигатели подобного типа на серийных машинах. Первым автомобилем с роторным мотором стал немецкий NSU Wankel Spider, выпускавшийся с 1964 по 1967 год. Затем "моде" на "роторы" последовали такие известные бренды, как Citroen, Daimler-Benz и Alfa-Romeo. Однако вскоре они отказались от дальнейшего производства машин с таким типом двигателя, столкнувшись в рядом проблем. Среди них одной из важнейших являлась "прожорливость" таких моторов. Но в "Мазде" посчитали, что плюсов у этой технологии гораздо больше, чем минусов. Преимуществами несомненно являются огромный КПД, меньший, по сравнению с обычным двигателем внутреннего сгорания, удельный вес и габариты. И "японцы" не просчитались – вскоре роторные моторы Mazda стали "визитной карточкой" компании.
За все время выпуска машин Mazda, сменилось семь поколений "роторов". Самый первый из них образца 1963 года носил название L8A, а наиболее современный – Renesis – сейчас устанавливается на спортивный RX-8 и выпускается до сих пор.
Первые моторы
Двигатель L8A объемом 798 кубических сантиметров дебютировал на прототипе Mazda Cosmo на моторшоу в Токио в 1963-м. Несколько лет потребовалось японской компании, чтобы довести и мотор и машину до ума, и затем начать ее продажи.
Mazda Cosmo
Все серийные Cosmo, которые собирались вручную в количестве всего один экземпляр в день, с 1967 по 1968 год оснащались агрегатом с кодовым названием 10А – модернизированным вариантом L8A. Мощность мотора составляла 110 лошадиных сил, а крутящий момент – 130 Нм.
В том же 1968 году "Мазда" решила доказать, что роторно-поршневые двигатели очень надежны и ни в чем не уступают обычным ДВС. В результате Cosmo принял участие в 84-часовой гонке Marathon de la Route, которая проходила на знаменитом треке Нюрбургринг в Германии, и занял четвертое место. Для участия в соревнованиях объем моторов увеличили до 982 кубических сантиметров и немного доработали систему впуска. Благодаря всем усовершенствованиям мощность достигла уже 130 лошадиных сил.
И это еще было не все – 1968 год оказался очень насыщенным и богатым на события. В июле начался выпуск модернизированной модели Cosmo с увеличенной колесной базой - Series II/L10B. Двигатель у этой версии почти ничем не отличался от того, который устанавливался самые первые "Космо", однако мощность была увеличена до128 лошадиных сил, а крутящий момент возрос до 140 Нм. Мотор агрегатировался с пятиступенчатой механической коробкой передач. С такой силовой установкой Cosmo мог разогнаться до максимальной скорости 193 километра в час и преодолеть 400 метров за 15,8 секунды. За пять лет всего было произведено 1176 экземпляров этого автомобиля.
Mazda R100
В том же году Mazda запускает в производство новую «роторную» модель – купе R100 (она же Familia Rotary). Такая 100-сильная машина выпускалась пять лет – с 1968 по 1973 год. R100 стали первыми роторными автомобилями, которые были ввезены в США. В Америке эта модель продавалась всего лишь в течение одного года.
В семидесятых усовершенствование роторных двигателей продолжалось. Стартовал выпуск модели Capella (также известной как RX-2 ) с мотором под индексом 12А, мощность которого достигла 120 лошадиных сил (156Нм). Однако следующее поколение этой модели – RX3 – получила агрегат послабее – лишь 105 лошадиных сил. Автомобиль производился по 1978 год включительно и был чрезвычайно популярен во всем мире, а в Америке особенно.
Новый 126-сильный 1,3-литровый мотор с индексом 13А разрабатывался специально для переднеприводных автомобилей и устанавливался только модель R130 (или Luce Rotary Coupe), выпускавшуюся с 1969 по 1972 год. Такая машина экспортировалась в разные страны под разными именами, включая RX-4, 929 и Cosmo.
В 1973 году исключительно на рынок Северной Америки начались поставки первого мире роторного пикапа - Rotary Pickup. Через год в продаже появился даже автобус Parkway Rotary 26 со 135-сильным двигателем такого же типа. Тоже, конечно же, первый в мире.
Mazda RX-4
1,1-литровые моторы серии 12А выпускались на протяжении 15 лет – с 1970 по 1985 год. Кроме того, 12А стал первым роторным двигателем Mazda, который получил версию с турбонаддувом. Благодаря этому мощность такого "движка" достигла 165 лошадиных сил (186 Нм). Агрегат устанавливался на модели Cosmo RE Turbo, ставшим первым в мире серийным автомобилем, который был оснащен электронной системой управления впрыском. Кроме того, 12А устанавливался также на Luce (она же Mazda 929), Cosmo третьего поколения и RX-7. Модернизированный вариант – 12В – появился в 1974 году.
В 1973 году создан 1,3-литровый роторный двигатель 13В, который выпускался более 30 лет, и послужил основой для всех последующих роторных моторов компании Mazda. Его мощность составляла 135 лошадиных сил. Также существовал вариант этого двигателя с двухрежимным турбокомпрессором (устанавливался на модель Savanna RX-7 второго поколения, Luce пятого поколения и другие), который развивал мощность 185 лошадиных сил. В 1989 году максимальная мощность двигателя была доведена до 205 лошадиных сил.
Более современный вариант этого агрегата – двухлитровый трехроторный 280-сильный 20B-REW с двумя турбинами – стали устанавливать в 1990 году на купе Eunos Cosmo. В 1991 году начался выпуск модели RX-7 третьего поколения с двигателем типа 13B-REW с двумя турбинами мощностью 255 лошадиных сил.
Современность
Усовершенствование роторных двигателей Mazda продолжалось. Так например, для машин, участвующих в 24-часовых гонках Ле-Мана, был разработан 700-сильный "ротор" объемом 2,6 литра. А в 1991 году команда "Мазда" выиграла эти соревнования благодаря четырехроторному двигателю R26B.
В 2003 году инженеры японской компании наконец-то решили отказаться от буквенно-числовых обозначений моторов и представили 1,3-лировый 250-сильный Renesis, дебютировавший на купе Mazda RX-8.
В том же году Renesis завоевал титулы "Двигатель года" и "Лучший новый двигатель". Кроме того, он находился в 2004 и 2005 годах в списке десяти лучших моторов мира.
Все только начинается
Mazda RX-8
В Mazda обещают, что к 2010 году будет выпущено новое поколение Renesis для модели RX-8. По заявлению представителей компании, он будет значительно мощнее и экономичнее нынешнего. Кроме того, уже в следующем году должна состояться премьера серийного гибридного автомобиля, двигатель которого будет работать как на водороде, так и на бензине. В настоящий момент на концепт-каре RX-8 Hydrogen RE проводятся испытания этого мотора. Его мощность – 107 лошадиных сил. А на одной заправке водородом такой RX-8 может проехать 100 километров. А если заправиться водородом и 80 литрами бензина, то дальность поездки увеличится до 547 километров.
На сегодняшний день Mazda является единственной компанией выпускающей автомобили с роторными двигателями. Японцы смогли избавиться от многих недостатков "роторов" и доказали, что подобная технология имеет право на существование, и продолжают, несмотря ни на что, ее развивать.